«ФЛАКОН»

(0 голоса, среднее 0 из 5)
На дизайн-заводе «Флакон» прошла образовательная программа «Арт Квадрат. Творческие кластеры нового времени». Организатор мероприятия — Федеральное агентство по делам молодежи. На него были приглашены инициативные группы из регионов и те, кто уже занимается созданием творческих кластеров в Москве. Прослушать курс лекций мог также каждый желающий

На «Флаконе», в новой «творческой мекке» Москвы, всегда шумно и много креативных людей. И этот день не стал исключением. Сегодня здесь будут говорить о том, что с «Флакона» и «Винзавода» пора брать пример.

«В целом проект «Арт Квадрат» направлен на поддержку молодых талантов в области культуры и искусства, — объясняет Юлия Музыка, руководитель проекта «Арт Квадрат». То, что происходит сегодня здесь, — это отдельное направление, посвященное творческим кластерам. Мы пытаемся осветить реализацию такого проекта, рассказать, что нужно для того, чтобы его создать, каким контентом нужно его наполнять, как его развивать, как продвигать проект в
Интернете. В эти два дня у нас будет проходить огромная образовательная программа. У нас очень весомые эксперты в области создания творческих кластеров — те, кто уже многое сделали своими руками, — и довольно практические занятия. Так как мы представляем интересы государства, мы хотим, чтобы творческих кластеров стало больше, чтобы они могли между собой конкурировать, и тогда их качественный уровень будет всегда расти».
Маленький белый зал на втором этаже наполнился людьми с горящими глазами. Многие из них уже знают, что они хотят сделать в своем городе, но еще не знают, с чего начать. Курс лекций открыла Анна Манюк, экс-директор по развитию «Флакона». В далеком 2009 году именно она стояла у истоков создания творческого кластера на заброшенном заводе. Тогда новый владелец этого пространства предложил им с Олегом Гончаровым сделать здесь все, что они захотят. Единственное условие — это должно приносить прибыль. Так родилась мысль о создании пространства, где будут взаимодействовать различные организации, объединенные общей идеей. На «Флаконе» этой идеей стал дизайн. По словам Анны Нистратовой, нового креативного директора «Флакона», создавая кластер, «необходимо учитывать историю места, создавать его легенду. Нужно четко понимать, чего не хватает вашему городу. В Москве это были граффити и скейт-борд».
Так красиво это звучит только сейчас. По словам Анны Манюк, когда все только начиналось, проект создавался на голом энтузиазме, без системного подхода. Вначале никто и предположить не мог, что получится то, что получилось. «Энергия решает, без энергии ничего не будет». Идеей «Флакона» заинтересовались не сразу, арендаторы осторожничали. Но к 2011 году очень многие захотели разместить свои офисы в этом далеком от исторического центра месте, увидев за ним большое будущее. Принимали не всех. Площадку предоставили только тем, кто сможет принести пользу общему делу. Особо креативных иногда «селили» бесплатно. Например, одна мультипликационная студия выиграла год аренды. Однако убытки владелец не терпел. За счет нежно охраняемого замысла за два года ставка аренды на «Флаконе» выросла в три раза.
Сейчас «Флакон» — это город в городе, место, где своя особая атмосфера, располагающая к рождению новых творческих проектов. Креативные идеи словно летают в воздухе. Это пространство, которое не хочется покидать. Поэтому один из основных планов организаторов на ближайшее время — создание хостела на территории завода.
Конечно, идея, которая пришла к Анне Манюк и Олегу Гончарову, не была совершенно новой. Они опирались на европейский опыт. О том, каким он был, рассказала гостья из Петербурга Катрина Меньшикова, член экспертного совета культурного центра «ЗИЛ». В
Европе креативные площадки ста­ли появляться в 2004–2005 годах. Шведская Subtopia и испанский Ateneu Popular de Barris были созданы неприкаянными цирковыми труппами, которые искали места для тренировок. В маленьких и неблагополучных городах с появлением творческого кластера начиналась новая жизнь. Молодежь начинала творчески развиваться, уменьшались показатели преступности. Создатели Subtopia проанализировали свой опыт и сформулировали, что же необходимо для создания успешного творческого кластера.
Во-первых, увлеченные лю­ди. «Только психи могут сделать такое дело, — считает Анна Нистратова. — Никакие люди в галстуках этого не смогут».
Во-вторых, фокусировка и миссия. Идея должна быть конкретизирована (дизайн, технологии, пластическое искусство, медиа). Понятной должна быть и миссия. Миссия Subtopia звучит примерно так: «Быть свободной зоной и изобретательной лабораторией».
В-третьих, должна быть возможность расширяться, не толь­ко идейно, но и физически.
Например, создатели «BEEpart» в Вильнюсе поселились в морских контейнерах на пустыре. Когда место заканчивается, они просто добавляют еще один контейнер.
В-четвертых, нужно обозначить своего потребителя. Для «Флакона» это в основном креативный бизнес, в Subtopia 50% программ инициируется муниципалитетом города. И абсолютно везде немалую часть аудитории составляет творческая молодежь.
И, наконец, в-пятых, необходимо позаботиться о долгосрочной политической поддержке. Заранее создатели творческого кластера не могут понять, что из этого получится и как это будет работать. И важно, чтобы власти города или района приняли их условия и не ждали мгновенной отдачи.
«Когда что-то произрастает на местах, нужно увидеть, что молодые ребята создают что-то интересное, — объяснила мне Катрина Меньшикова при личной беседе. — И возьми ты их, поддержи, но не с тем, чтобы: «Вы переедете вот в этот дом, у вас там будут флаги» и так далее, предложи им варианты, как это развивать в ту сторону, в которую ты хочешь. У нас эти инициативные группы ходят и стараются попасть в те схемы, которые уже существуют. То есть сначала ты находишь какой-то правительственный грант, а потом уже под него пишешь проект и пытаешься свою деятельность загнать в эти рамки, что, естественно, плохо сказывается на твоей деятельности и на том, насколько эффективно ты этот грант прорабатываешь. И в итоге все недовольны, и клубок недопонимания и недовольства этим сотрудничеством становится больше.
Было бы здорово, если бы государство не задавливало и на начальном этапе давало возможности. То есть, если я сейчас захочу что-то открыть, мне придется платить сумасшедшие налоги, мне сразу нужно эти деньги откуда-то достать или вытянуть из друзей. Если я знаю, что до какого-то возраста, или до какого-то опыта, или на пробный период на полгода мне идет большая скидка на съем площадей, или предоставляется консультационная помощь, то мой проект с большей вероятностью увенчается успехом. Например, в Европе есть консультационные советы, которые подсказывают, куда с каким проектом тебе идти. И у нас люди вынуждены либо общаться с зарубежными коллегами, что не очень хорошо, потому что они не знают твоих реалий и не знают, с чем ты сталкиваешься, либо ходить на такое мероприятие, как это».
На подобного рода мероприятиях даже кофе-брейк бывает плодотворным. За кофе и бесподобными сэндвичами успешные предприниматели и инициативные ребята из регионов делились друг с другом своими проблемами и формулами успеха. В Челябинске нет заброшенных заводов. Значит, нужно ставить передвижные площадки, мобильные блоки. Главное — желание. А вот в Ульяновске другая ситуация. Губернатор, стараясь поспеть за Западом, предложил ребятам проект творческого кластера. А они больше хотели бы заняться созданием инкубатора идей. Однако есть в этом и позитивный момент: когда кластер будет создан, выпускники творческих вузов перестанут уезжать из Ульяновска, им будет, где себя реализовать.

Виктория Комарова
0

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить